Эксперт: без авиационной метеорологии в небе могли бы летать лишь птицы
07.12.2021
БАРЛЫҚ ЖАНАЛЫҚТАР
15
Несомненным залогом успешных полетов является работа метеорологической службы. Именно на данные метеослужбы опираются все звенья, выполняющие работу для успешного совершения взлетов и посадки воздушных суден. О том, какие задачи стоят перед метеослужбой, а также об особенностях подразделения, корреспонденту Arasha.kz рассказала инженер 1 категории метеорологической службы Уральского филиала РГП «Казаэронавигация» Гулнар Ешмухамбетова.
- Гулнар Куанышовна, расскажите какие задачи стоят перед сотрудниками метеорологической службы?
- Основной задачей метеорологической службы является метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации. Метеослужба состоит из трех комплексов и у каждого комплекса свои определенные задачи. Например, комплекс метеорологического обеспечения, то есть синоптики, анализируют аэросиноптический материал и метеорологическую информацию. На основе этих данных составляют прогнозы погоды по аэродромам. Комплекс производства метеорологических наблюдений, то есть техники-наблюдатели осуществляют наблюдение за метеорологическими условиями на аэродроме. Комплекс технического обслуживания метеорологического оборудования обеспечивает эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт метеооборудования.
- Если же говорить об определенных знаниях, какими навыками должны обладать работники, трудящиеся в данном подразделении?
- Все работники метеорологической службы имеют специальное образование. Каждые три года сотрудники обязательно проходят курсы профессиональной переподготовки, а каждые пять лет подтверждают свою компетентность путем аттестации. И техники-наблюдатели, и инженеры-синоптики должны знать синоптические процессы, разбираться в метеорологических явлениях, облачности. Также инженер-синоптик должен уметь читать и обрабатывать аэросиноптический материал. В свою очередь, все специалисты метеорологической службы обладают навыками работы на компьютере, так как вся информация, получаемая извне и передаваемая от нас осуществляется посредством компьютера.
- В чем заключаются особенности вашего подразделения?
- Когда спрашивают про особенности нашей службы, хочется сказать, что без авиационной метеорологии в небе летали бы только птицы. Неразрывными являются цепи: самолет, летчик, диспетчер, метеоусловия. Ни одно звено из этой цепи не важнее другого. Без метеорологических данных ни одно воздушное судно не взлетит и не совершит посадку. Перед вылетом экипаж получает всю метеорологическую информацию по пункту посадки, маршруту, запасным аэродромам. Именно поэтому, наша служба также играет ключевую роль в организации воздушного движения.
- Ничего не стоит на месте, и технические особенности каждой службы меняются из года в год. Насколько технически изменилась Ваша структура за годы работы? И сколько сотрудников работает в вашем филиале?
- За последние годы работа метеорологической службы полностью стала автоматизированной, сегодня метеорологическое наблюдение у нас проходит ежеминутно. Почти все наблюдения проводится с помощью приборов, установленных на взлетной полосе, а данные этих приборов выводятся на внутреннее табло. Таким образом, необходимой информацией обеспечиваются все службы, которые заинтересованы в этих данных. Специалисты имеют все данные по облачности, видимости, давлению, влажности, температуре, то есть у них есть информация о всех параметрах, которые необходимо учитывать в период полетов для того, чтобы выпустить или принять самолеты. При этом техник-наблюдатель следит за корректностью того, что именно фиксирует приборы. Раньше все эти показания техники снимали вручную, обрабатывали и передавали по телефону. Благодаря техническому прогрессу, сегодня работа более автоматизирована и оперативно передается.
Если же говорить о цифрах, то на сегодняшний день, штатное расписание метеорологической службы состоит из 16 человек: начальник метеорологической службы и 15 сменных работников.